Получена: 17.07.2023/ Принята: 11.12.2023/ Опубликована online: 29.12.2023
УДК 614.2
DOI 10.53511/PHARMKAZ.2024.16.73.004
Д.Б. АБДУКАЛИКОВА, Ж.У. ЕРКИБАЕВА Г.Т. ЕРМУХАНОВА, М.А. БАЙМУРАТОВА,
К.Ж. ЖУМАБАЕВА, Г.Т. МЕЩАНОВ, Н.Т. БАЙНАЗАРОВА
1Казахстанский медицинский университет «Высшая школа общественного здравоохранения,
Алматы, Республика Казахстан
2Казахский Национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова, Алматы, Республика Казахстан
3Казахский Национальный университет имени Аль-Фараби, Алматы, Республика Казахстан
4Казахсанско-Российский медицинский университет, Алматы, Республика Казахстан
МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД В РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В ПРАКТИКЕ ВРАЧА-СТОМАТОЛОГА
Резюме. Статья посвящена обсуждению вопросов по междисциплинарному подходу в комплексной
медико-социальной и психолого-педагогической реабилитации детей, имеющих расстройства аутистического спектра (РАС). Расстройства аутистического спектра (РАС) представляют собой
группу комплексных дезинтегративных нарушений психического развития среди детей, для которых характерна неспособность к коммуникации и социальному взаимодействию, а также склонность к стереотипности поведения. Все вышеуказанные отклонения приводят к социальной дезадаптации [1]. На сегодняшний день существует несколько теорий развития аутизма. Генетическая теория базируется на том, что в геноме человека имеются хромосомные участки, сцепленные с РАС. В них расположены гены- кандидаты, кодирующие различные нейрохимические процессы. Сторонники генетической теории также связывают РАС с изменением числа копий отдельных
фрагментов хромосом [1]. Еще в начале нашего столетия зарубежные исследователи сообщали,
что хромосомные аномалии могут быть обнаружены в постнатальных случаях с хромосомными
структурными перестройками, анеуплодия гоносом и аутосом [2]. Вместе с этим, согласно данным Piven.J, Gayle.J, Chase.G et al.(2020), сторонниками дизнейроонтогенетической теории было
выявлено, что развитие РАС у детей проявлялись нарушениями формирования нервной системы
на ранних этапах развития. Доказательством чего являлись установленные 54 % пациентов, страдающих РАС, у которых обнаруживались дефекты формирования головного мозга, возникшие в
сроке до шести недель беременности [3]. В целом в мире у каждого седьмого человека в возрасте
10-19 лет наблюдаются психические расстройства, это 13% от общего количества болезней в
этой возрастной группе. Депрессия, тревожные состояния, поведенческие и пищевые нарушения
входят в число основных причин заболеваемости и инвалидизации среди подростков [4]. По статистике ВОЗ, аутизмом в мире страдает более 10 млн человек. Несколько десятков лет назад
на 10 000 жителей приходился один человек с расстройством аутистического спектра. Согласно
последним данным Центра по контролю заболеваемости (США) исследований, расстройства аутистического спектра встречается у каждого 44-го ребенка в возрасте до восьми лет, причем у
мальчиков чаще в 4,2 раза. Данные последних популяционных исследований показывают неуклонный
рост распространенности расстройств аутистического спектра [5]. По последним оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), примерно 1 из 100 детей в мире имеет аутизм. Наряду с этим речь идет о среднем показателе, ведь показатели распространенности аутизма регистрируемые по данным различных исследователей колеблются в широком диапазоне. Распространенность расстройств аутистического спектра во многих странах с низким и среднем уровнем
дохода неизвестна. Таким образом точное количество людей с аутизмом во всем мире сложно определить, так как диагностика и отчетность в разных странах различаются.
Стоматологическая заболеваемость у детей с особенностями развития имеет тенденцию к росту и достигает 95-96%. Профилактическая работа является одним из основных приоритетов в
повседневной практике врача-стоматолога. Современная концепция развития отечественного здравоохранения придает этому направлению работы еще большее значение. Приоритетным направлением ВОЗ является профилактика стоматологических заболеваний, что обуславливает интерес к изучению реальной ситуации в когорте детей возраста от 6-12 лет (период формирования постоянного прикуса) в условиях относительно ограниченного ресурса финансирования [6,7].
Недостаточное количество практических разработок по междисциплинарным подходам в подготовке детей с РАС к стоматологическим манипуляциям, а также отсутствие общепринятых подходов к обучению и воспитанию о стоматологическом здоровье детей с расстройствами аутистического спектра повлекло за собой проведение данного исследования.
Ключевые слова: аутизм, ранний детский аутизм, расстройства аутистического спектра, социальная работа, психология, адаптация, коррекция, питание, глютен, казеин, реабилитация, социализация.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Клиникобиологические аспекты расстройств аутистического спектра. Под ред. Н.В. Симашковой, Т.П. Клюшник. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016.
2 YurovYuB, VorsanovaSG. Molecular cytogenetic studies of chromosomalabnormaities and disordersinneuro psychiatric diseases: searchforbiological markers
for diagnosis. Bulletin of the RAMS. 2001;7:26–31 In Russia
3 Piven J, Gayle J, Chase G, Fink В, Landa R, Wzorek MM, Folstein SE. A family history study of neuropsychiatric disorders in the adult siblings of autistic
individuals. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry. 2020]. Еще в 2005году[Carper RA, Courchesne E. Localized enlargement of the frontal cortex in early autism.
Biol Psychiatry. 2005;5
4 «Психическое здоровье подростков» информационный бюллетень ВОЗ ноябрь 2021г;
5 Maenner M.J et al. Prevalence and Characteristics of Autism Spectrum Disorder Among Children Aged 8 years – Autism and Developmental Disabilities
Monitoring Network,11 Sites, United States,2018.MMWR Surveill Summ 2021;70(№SS-11):1
6 МКБ – 10 International Classification of Diseases / 10th Revision 22.12.2019. Резолюция Всемирной ассамблеи здравоохранения WHA67.8.
Комплексные и согласованные усилия по ведению расстройств аутистического спектра
7 Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders, fifth edition DSM-5TR 2022г. (Диагностическое и статистическое руководство по психическим
расстройствам 5-го издания 2022г.)
8 Клинические протоколы МЗ РК 2021г
9 Васягина Н.Н., Григорян Е.Н., Казаева Е.А. Психолого-педагогические аспекты реабилитации детей с расстройством аутистического спектра в
условиях дошкольного образования // Национальный психологический журнал. – 2018. – №2(30). – С. 92–101., Nisskaya, A.K. (2018) School readiness
outcomes of different preschool educational approaches. Psychology in Russia: State of the Art. 11(1), 43–60. doi: 10.11621/pir.2018.0104
10 Howlin, P., Gordon, K., Pasco G., Wade, А., & Charman, T. (2017) The effectiveness of Picture Exchange Communication System (PECS) training for
teachers of children with autism: a pragmatic, group randomised controlled trial., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути
помощи. – Москва : Теревинф, 2007. – 288 с.
11 Budde S.S., Dorsey H.C., Steiner R.D. et al. Clinical pr ofile of a male with Rett syndrome // Brain & Development.2005;(27).69-71.
12 Петрова А.П., Суетенков Д. Е. Комплексная профилактика кариеса у детей с гастродуоденальной патологией. Гигиенист стоматологичекий – 10
лет в России. 2011;(1).6–9.
13 D.Eades, P. Leung, A. Cronin [et al.] UK dental professionals’knowledge, experience and confidence when treating patients on the autism spectrum.British
Dental Journal.2019.(227).504–510.
14 Гажва С.И., Белоусова Е.Ю., Княщук Е.А., Куликов А.С. Особенности стоматологического статуса у детей с расстройствами аутического спектра
Современные проблемы науки и образования.2018.(3); 55-64
15 Factors influencing the severity of dental caries among Indonesian children with autism spectrum disorder – a pilot study / N. Hariyani, R.H. Soebekti, D.
Setyowati [et al.] Clin Cosmet Investig Dent. – 2019.(11).227–233.
16 Маркеры непереносимости глютена у детей с расстройствами аутистического спектра и синдромом Дауна «Журнал неврологии и психиатрии
им. С.С. Корсакова» # 5, 2018 (Нервные и психические заболевания детского возраста) спецвыпуски. 2018;118(5): 64-68.
17 Lange K. W., Hauser J., Reissmann А. Gluten-free and casein-free diets in the therapy of autism // Curr Opin Clin Nutr Metab Care. 2015;18 (6): 572–575.
18 Burgette, J.M. Association between Autism Spectrum Disorder and Caregiver-Reported Dental Caries in Children / J.M. Burgette, A. Rezaie.JDR Clinical
& Translational Research.2019;34-46
19 Zh.Uerkibayeva. G.T.Yermukhanova, Y.Menchisheva, D.B.Abdukalikova. Dentistry and autism: key problems and ways to solve them (literature review).
Farmacija Kazahstana. 2022(1):37-40
20 Резолюция Всемирной ассамблеи здравоохранения WHA67.8: Комплексные и согласованные усилия по ведению расстройств аутистического
спектра.
21 Krishnan KR, Doraiswamy PM, Clary CM. Clinical and treatment response characteristics of late-life depression associated with vascular disease: a pooled
analysis of two multicenter trials with sertraline. Prog Neuropsychopharmacol Biol Psychiatry. 2017;25:347–61
22 My world is not your world.What is an autism spectrum disorder? and where does Asperger Syndrome fit into thispicture?URL: www.hale.ndo.co.uk/autism/
index.htm (Accessed January 05, 2020).
23 Международная классификация болезней 10го пересмотра. [International Classification of Diseases, 10th revision (In Russ).] URL: https://mkb-10.
com/index.php (Accessed December 22, 2019)
24 Насретдинова Н.Ю, Ворожцова Л.И., Мандра Ю.В., Мандра Е.В., Димитрова Ю.В., Сорокоумова Д.В., Жегалина Н.М.- Особенности соврмеенных
методов профилактики стоматологческих заболеваний у детей с расстройствами аутистического спектра в Уральском Федеральном Округе. – Ж.
Проблемы стоматологии 2019, том 15, № 4, стрС.155-161.
25 Абдукаликова Д.Б., Еркибаева Ж.У. Ермуханова Г.Т. Смаилова Д.С. «Проблемы стоматологического здоровья детей с расстройствами
аутистического спектра» №4 2022г. Фармация Казахстана.