На портале проектов нормативно-правовых актов «Открытые НПА» для обсуждения опубликован проект закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам здравоохранения».
Публичное обсуждение данного законопроекта продлится до 12 декабря 2021 года.
Проект закона разрабатывается в целях исполнения поручения Главы государства о внедрении системы юридической и финансовой защиты медицинских работников, а также:
- защиты прав граждан на возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании им медицинской помощи;
- улучшения качества оказания медицинских услуг субъектами здравоохранения;
- создания условий для формирования и дальнейшего развития системы страхования профессиональной ответственности медицинских работников.
Предметом регулирования являются общественные отношения, возникающие в связи с оказанием медицинской услуги медицинским работником гражданину, в результате которой был причинен вред жизни и здоровью гражданина при отсутствии прямого умысла со стороны медицинского работника.
Законопроект состоит из двух статей:
Статья 1 предусматривает внесение изменений и дополнений в следующие законодательные акты:
- Уголовный Кодекс РК от 3 июля 2014 года № 226-V ЗРК;
- Уголовно-процессуальный кодекс РК от 4 июля 2014 года № 231-V ЗРК;
- Кодекс РК «Об административных правонарушениях» от 5 июля 2014 года № 235-V ЗРК;
- Кодекс РК «О здоровье народа и системе здравоохранения» от 7 июля 2020 года № 360-VI ЗРК;
- Закон РК от 12 декабря 1995 года № 2676 «О государственных наградах РК ».
Статья 2 регламентирует порядок введения в действие Закона.
Принятие данного законопроекта приведет к созданию благоприятных условий для обеспечения конституционных прав граждан на полноценное медицинское обслуживание, в том числе защиту имущественных прав пациентов и правовых оснований для формирования инструментов и механизмов, обеспечивающих реализацию института страхования профессиональной ответственности медицинских работников.
В пояснительной записке к проекту документа говорится, что согласно пункту 1 статьи 29 Конституции РК граждане старны имеют право на охрану здоровья, а также согласно подпункту 12) пункта 1 статьи 77 Кодекса РК от 7 июля 2020 года «О здоровье народа и системе здравоохранения» на возмещение вреда, причиненного здоровью.
Медицинские работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством РК и иными нормативными правовыми актами, в том числе на страхование профессиональной ответственности за причинение вреда жизни и здоровью пациента (подпункт 6) пункта 1 статьи 270 Кодекса).
Также в Законе РК от 18 декабря 2000 года «О страховой деятельности» предусмотрены нормы, регламентирующие деятельность «страхование профессиональной ответственности» в добровольной форме страхования.
В соответствии с действующим законодательством предусмотрены нормы административной ответственности за причиненный легкий вред здоровью человека (статьи 80-82 Кодекса РК «Об административных правонарушениях), и уголовной ответственности за ненадлежащее выполнение профессиональных обязанностей медицинскими или фармацевтическими работниками, повлекшие по неосторожности вред здоровью человека (статья 317 Уголовного кодекса РК).
Согласно статистике Генеральной прокуратуры РК ежегодно за ненадлежащее выполнение профессиональных обязанностей в отношении медицинских работников возбуждаются порядка 300 дел (2015 год – 539 дел, 2016 год – 434 дел, 2017 год – 255 дел, 2018 год – 345 дел, 2019 год – 325 дел, 2020 год – 892 дел, первое полугодие 2021 года – 137 дел).
При этом, уголовные дела зачастую по причине отсутствия обоснованности возбуждаются не по всем зарегистрированным правонарушениям (4,2 % за период 2017-2019 годы (по 39 делам из 925 дел), в 2020 году 1,4% (по 13 делам из 892 дел), за 1 полугодие т.г. 5% (по 7 из 137 дел).
Уголовные дела чаще всего возбуждаются на специалистов хирургического профиля, где существует риск летального исхода (акушер-гинекологи – 14 чел., хирурги – 14 чел., травматологи – 8 чел., анестезиологи-реаниматологи и т.д.).
За указанный период размер компенсации морального и материального ущерба в пользу пострадавших составил свыше 40 миллионов тенге.
За несоблюдение порядка, стандартов и некачественное оказание медицинской помощи ежегодно возбуждаются порядка 300 дел (статья 80 Кодекса РК «Об административных правонарушениях»).
Согласно статистике уполномоченного органа по осуществлению государственного контроля и надзора в сфере оказания медицинских услуг, за период 2018-2020 годы поступило более 15 тыс. обращений физических лиц, из них 10% (1521 случай) признаны обоснованными (11% в 2018 году (500 из 4489 обращений), 11,6% в 2018 году (562 из 4832 обращений), 9,5% в 2020 году (459 из 4802 обращений), за 1 полугодие т.г. 5% (141 из 1787 обращений).
В пользу пациентов выплачено свыше 8,8 миллиона тенге.
В 2020 году возбуждены административные дела в отношении 37 медицинских работников по фактам нарушения правил выдачи листа или справки о временной нетрудоспособности, правил реализации лекарственных средств и требований по выписке рецептов.
Данные процессы все чаще завершаются в пользу пациентов с выплатой медицинскими организациями либо медицинским работником материальных компенсаций, что практически невозможно с учетом уровня заработной платы медработника. При этом, страховые выплаты осуществляются по решению суда при наличии страхового полиса у медицинского работника.
Однако, согласно подпункту 6) пункта 1 статьи 270 Кодекса РК «О здоровье народа и системе здравоохранения», выплата по обязательствам договора страхования в случае признания уголовной ответственности не производится. Прецеденты со страховыми выплатами, проведенными за вред, нанесенный пациентам, отсутствуют.
В этой связи, для реализации гарантированных государством прав для пациентов на возмещение вреда необходимо внедрение системы обязательного (вмененного) страхования профессиональной ответственности медицинских работников. Такой подход позволит повысить качество оказываемой медицинской помощи и в целом повлияет на рейтинг здравоохранения РК на международной арене. В результате риск причинения вреда жизни или здоровью пациента со стороны медицинского работника будет возмещен за счет страхования профессиональной ответственности медицинских работников, которое будет гарантировать ответственность медицинского работника и соответствовать как интересам пациентов, медицинских работников так и всего гражданского социума.
В рамках системы страхования профессиональной ответственности медицинских работников предполагается досудебное урегулирование конфликта (рассмотрение жалобы и принятие решения по ней) с привлечением независимых экспертов и выплатой компенсации за причиненный вред жизни и здоровью гражданина при отсутствии прямого умысла. Возмещение вреда, причиненного здоровью пациента, со стороны медицинского работника, будет осуществляться через действующие страховые компании.
В целом, контроль и надзор над соблюдением требований по страхованию профессиональной ответственности медицинских работников предлагается делегировать государственному органу в сфере оказания медицинских услуг (помощи) (Комитет медицинского и фармацевтического контроля МЗ РК).
Регулирование системы страхования профессиональной ответственности медицинских работников предлагается оставить за МЗ РК, определение по согласованию с уполномоченным органом по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций методики оценки и принципов расчета страховых тарифов по страхованию профессиональной ответственности медицинских работников и типовой формы договора о страховании профессиональной ответственности, регламентирующего порядок и условия страхования, тарифы, размеры компенсации для выплаты.
Согласно данной модели, рассмотрение жалобы будет осуществляться медицинской организацией на уровне службы внутреннего аудита или службы поддержки пациента с применением элементов медиации, а также с привлечением профильных медицинских ассоциаций. На данном этапе вопрос может быть урегулирован самой медицинской организацией.
В случае несогласия пациента с решением Службы, жалоба будет передана в территориальное подразделение Комитета медицинского и фармацевтического контроля МЗ РК для предоставления экспертного заключения. Материалы по жалобе с заключением Комитета и судебно-медицинской экспертизой будут переданы в страховую компанию, где был приобретен страховой полис медицинской организацией. Выплата компенсации по страховому случаю будет осуществляться в порядке, определяемом уполномоченным органом.
Учитывая отсутствие действующих норм, регулирующих страхование профессиональной ответственности медицинских работников, согласно пункту 1 статьи 13 Закона РК «О правовых актах», а также с учетом социальной ориентированности отрасли здравоохранения на начальном этапе внедрения системы страхования предлагается применение механизма исчисления размера выплаты за причиненный вред жизни и здоровью по аналогии с страхованием гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств, где предельный объем ответственности страховщика по одному страховому случаю (страховая сумма) составляет (в месячных расчетных показателях): за вред, причиненный жизни или здоровью пациента и повлекший: смерть – 1000 МРП; установление инвалидности: первой группы – 800 МРП; второй группы – 600 МРП; третьей группы – 500 МРП; «ребенок-инвалид» – 500 МРП.
Увечье или травму, или иное повреждение здоровью без установления инвалидности – в размере фактических расходов на амбулаторное или стационарное лечение пациента – 300 МРП. Размер страховой выплаты за каждый день стационарного лечения должен составлять не более 10 МРП. Страхователем выступает работодатель – медицинская организация (размер взноса 100%).
Вместе с тем, в целях защиты интересов пациента и обеспечения качественного оказания медицинских услуг, за ненадлежащее исполнение профессиональных обязанностей, будут регламентированы нормы по обязательному обучению медицинских работников и отзыву сертификата специалиста в области здравоохранения. Так, впервые допустившие ненадлежащее исполнение профессиональных обязанностей будут обучаться за счет средств работодателя, при повторном допущении случаев за счет собственных средств, при последующем допущении случаев отзыв сертификата специалиста в области здравоохранения сроком на один год.
Кроме того, в целях повышения статуса медицинских работников в системе здравоохранения необходимо принятие мер по расширению социальных гарантий медицинских и фармацевтических работников по аналогии с Законом Республики Казахстан «О статусе педагогов». Концепцией предлагается отразить нормы касательно гарантий, прав и социальной поддержки медицинских работников:
— защита от незаконного вмешательства, уважительное отношение к профессии и надлежащее поведение со стороны пациентов и их родственников при осуществлении медицинской деятельности;
— меры по кадровому обеспечению и меры по поддержке, в случае заражения вирусной инфекцией или инфекцией иной этиологии при проведении противоэпидемических мероприятий;
— предоставление в первоочередном порядке мест в дошкольных организациях;
— установление почетного звания «Қазақстанның еңбек сіңірген дәрігері» с выплатой единовременной стимулирующей выплаты в размере 2000-кратного МРП, а также стимулирующая выплата в размере 500-кратного МРП победителю республиканского конкурса «Лучший по профессии»;
— ротация первых руководителей и медицинских работников организаций здравоохранения, образования и науки в области здравоохранения;
— в целях разработки комплексного подхода формирования, оценки и анализа достоверной медицинской статистики предоставление доступа к обезличенным данным, содержащимся в информационных системах государственных органов.
Такие меры позволят повысить статус медицинского работника, снизить отток квалифицированных кадров, материально стимулировать специалистов здравоохранения.
В этой связи, требуется включить:
— в Кодекс РК «О здоровье народа и системе здравоохранения» от 7 июля 2020 года № 360-VI ЗРК положения по обязательному страхованию профессиональной ответственности медицинских работников субъектами здравоохранения при осуществлении медицинской деятельности, предоставлению дополнительных льгот и стимулирующих выплат;
— в Закон РК «О государственных наградах РК» ежегодное присвоение почетного звания «Қазақстанның еңбек сіңірген дәрігері».
— в Уголовный Кодекс РК внести изменения в статью 317 в части гуманизации уголовных правонарушений в сфере здравоохранения ввиду ее частичного дублирования положений следующих статей:
104. Причинение смерти по неосторожности
— ограничение свободы на срок до трех лет либо лишением свободы на тот же срок (ст.317 — лишение свободы до пяти лет);
114. Неосторожное причинение вреда здоровью
— причинение средней тяжести вреда здоровью по неосторожности – наказывается штрафом в размере до восьмидесяти МРП (ст.317 — до двухсот) либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до восьмидесяти часов (ст.317 — до ста восьмидесяти), либо арестом на срок до двадцати суток (ст.317 — до пятидесяти суток;
— причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности наказывается штрафом в размере до одной тысячи МРП (ст.317 — до трех тысяч) либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до четырехсот часов (ст.317 – нет), либо ограничением свободы на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок (ст.317 — до трех лет);
119. Оставление в опасности
— деяние, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью лицу, оставленному без помощи, наказывается штрафом в размере до двух тысяч МРП (ст. 317 — до трех тысяч) либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок (ст.317 — до трех лет);
— деяние, повлекшее по неосторожности смерть лица, оставленного без помощи, наказывается ограничением свободы на срок до трех лет либо лишением свободы на тот же срок (ст. 317 – лишение свободы до пяти лет).
— деяние, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок (ст. 317 – лишение свободы до семи лет).
Некоторые санкции к ряду перечисленных статей определены мягче нежели применяемые к медицинским работникам в 317 статье УК РК.
Согласно пункту 8 статьи 27 Закона РК «О правовых актах», подлежат признанию утратившими силу также нормативные правовые акты, дублирующие нормы права других нормативных правовых актов и не содержащие новых норм права.
Несмотря на то, что дублирование норм хоть и содержится в рамках одного нормативного правового акта, судьи при этом руководствуясь статьей 58 УК РК при совокупности уголовных правонарушений (вышеперечисленные дублирующие статьи УК РК) вправе назначать наказание (основное и дополнительное) за каждое правонарушение отдельно, определяя окончательное наказание путем поглощения менее строгого наказания более строгим или путем полного, или частичного сложения назначенных наказаний.
При этом, в случае применения судьями последнего варианта медицинские работники могут подвергаться наказанию, несоизмеримому степени тяжести причиненного вреда.
Наличие указанных норм статьи 317 УК РК наряду с обоснованными рисками при выполнении медицинских манипуляций, вмешательств, применяемых в рамках крайней необходимости как мер во спасение жизни пациента, а также учитывая текущую эпидемиологическую ситуацию, может способствовать оттоку врачебных кадров из отрасли.
В свою очередь, возможное снижение количества специалистов в отрасли, в целом, не может не отразиться на системных показателях таких как заболеваемость, ухудшение демографической ситуации, смертность населения. А эти факторы в свою очередь, относятся к основным угрозам национальной безопасности.
Также, в рамках гуманизации уголовных правонарушений в сфере здравоохранения предлагается дополнить часть 2 статьи 32 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан частями первой и второй статьи 317, относящихся к преступлениям небольшой и средней тяжести в дела частного обвинения.
Необходимо подчеркнуть, что при разработке законопроекта был изучен и принят во внимание опыт зарубежных стран.
Изучив международный опыт страхования ответственности работников здравоохранения, выделяя такой критерий как источник финансирования, следует четко очертить две различные модели: рыночная модель и социальная модель.
В странах, где частная практика предоставления медицинских услуг превалирует над государственным, частные рынки играют большую роль в осуществлении страхования профессиональной ответственности медицинских работников. Рыночная модель страхования возлагает большую ответственность на рыночные механизмы, нежели на государственные органы.
В странах, где большинство медицинских услуг финансируется за счет государства в основном функционирует социальная модель страхования профессиональной ответственности медицинских работников. Социальная модель предполагает большую ответственность со стороны государства в части финансирования и управление системы страхования, которая осуществляется с помощью одного централизованного агента – фонда.
Также критерием разграничения моделей страхования ответственности работников здравоохранения выступает практика обвинения медицинского работника и применения в отношении него каких-либо взысканий. Согласно данному критерию выделяют: систему «вины» и «без вины». В большинстве стран Организации экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР) медицинская халатность оценивается на основе разработанной и широко используемой в законодательстве и в судебной практике интерпретации «вины». Система «вины» предполагает, что при обоснованности жалобы пациента виновный медицинский работник претерпевает определенные неблагоприятные последствия своего проступка: штрафные санкции, выговор, обучение — повышение квалификации, лишение лицензии и др. Система вины в силу своей специфики для применения санкции в отношении медицинского работника требует наличия судебного решения. Данная модель осуществляется в США, Японии, Великобритании, в Канаде и в ряде других стран.
Альтернативой системе «вины» выступает – система «без вины». Это система функционирует в ряде стран ОЭСР и основана на системе компенсации без вины. В этих странах, оценка ответственности медицинских работников судом не является предварительным условием для предоставления компенсации пострадавшим пациентам. Отправной точкой для осуществления компенсации, как правило, является наличие самой травмы или факт того, что эта травма могла бы быть предотвратима. Компенсация пострадавшим пациентам финансируется из частных источников через коммерческие и некоммерческие страховые организации (в Дании, Финляндии) или государством (Швеция и Новая Зеландия).
Примером рыночной модели служит модель страхования Федеративной Республики Германии. На рынке Германии функционируют около 10 частных страховых компании, которые предоставляют услуги по страхованию профессиональной ответственности медицинских работников. Местное законодательство обязывает поставщиков медицинских услуг приобретать соответствующий страховой полис.
Также с 1975 года в государственных медицинских ассоциациях Германии создаются экспертные комитеты и арбитражные советы, которые в качестве независимого органа рассматривают разногласия между врачом и пациентом. Целью этих учреждений является внесудебное соглашение между врачом и пациентом. Порядок работы экспертных комиссий и арбитражных комиссий регулируется правилами процедуры, уставами или соглашениями. В случае предполагаемых ошибок в лечении и злоупотреблен служебным положением пациенты могут позвонить эксперту или арбитражному совету, ответственному за соответствующий федеральный штат, до или вместо судебного иска. Рецензенты проверяют, есть ли ошибка в лечении или нет. Такие органы укомплектованы врачами из соответствующей области специалиста и юристом. Арбитражные советы также стремятся вынести решение по иску. Процедуры являются добровольными для всех участвующих сторон, и результат не является обязательным. Процедура в комитетах экспертов является бесплатной для всех участников. Срок давности не прерывается привлечением эксперта или арбитража, однако, запрещается участие врача в процедуре.
В США страхование ответственности медицинских работников предусматривает компенсации пациентам медицинского персонала (врачей, медсестер и т.д.) за ущерб, причиненный ими в ходе их лечения, диагностирования, реабилитации и т.п. Развитие страхования тесно связано с социальными ценностями американского общества: неприкосновенностью частной жизни, правом на компенсацию причиненного вреда и др., а также рядом способствующих факторов: распространенностью частной медицины с персональной ответственностью каждого врача, наличие оснований для подачи исков в деликтном и контрактном праве, прецедентами и опытом урегулирования таких дел в судах присяжных.
На каждого десятого врача подают иск, и в среднем 1 из 50 жалоб признается обоснованной и доходит до суда. Судебные иски о медицинской халатности обычно подаются в государственный суд первой инстанции. Суды данного уровня обладают юрисдикцией в отношении случаев врачебной халатности, что является законным правом рассматривать и принимать решение по делу. Правовые нормы определяют место и юрисдикцию в каждом штате. Если иск о злоупотреблении служебным положением касается федерального правительства, действующего через финансируемую из федерального бюджета клинику или администрацию, то иск подается в федеральный окружной суд.
Одна их основных тенденций в этом виде страхования – постоянный рост размеров компенсаций пострадавшим пациентам. Рост выплат и компенсаций в результате профессиональной ответственности врачей привело к уменьшению предоставления наиболее рискованных с позиций ответственности медицинских услуг, такие как акушерство, или значительно повышать их стоимость, увеличивая расходы по страховой защите, например, в стоматологии, косметологии и т.д. Другой формой такой проблемы является рост выплат по моральным (неэкономическим) убыткам в сравнении с материальными (экономическими). Неэкономические выплаты предусматривают компенсацию морального вреда, нравственных страданий и т.п., вторые – возмещение самих убытков. Для сдерживания и ограничения размеров компенсаций по моральным убыткам, превышающие экономические и компенсационные, в разных штатах США применяются соответствующие законы.
Примеры государственных законов о реструктуризации правонарушений:
Техас: в 2003 году был принят законопроект, ограничивающий неэкономические убытки, такие как боль и страдания, из-за исков о халатности на сумму 250 000 долларов США (с применением стандарта «преднамеренной и бессмысленной» халатности, применяемого к неотложной медицинской помощи).
Калифорния: первый штат, принявший реформу деликта, которая ограничивает влияние истцов. Закон о реформе компенсации за злоупотребления служебным положением и травмы, ограничивающий ущерб от «боли и страданий» до 250 000 долл. США.
Флорида: частные учебные больницы защищены от претензий по поводу злоупотребления служебным положением через «суверенный иммунитет»; неэкономический ущерб ограничен 300 000 долл. США за инцидент.
В Грузии также развита практика частного страхования профессиональной ответственности. Возмещению по полису страхования подлежат случаи допущения медицинским работником непреднамеренной ошибки (врачебную халатность) при: диагностике, амбулаторном лечении, во время стационарного лечения, во время различных медицинских манипуляций, во время домашнего обслуживания пациента, если визит проводится официально.
Возмещаемые риски включают расходы на компенсацию в случае смерти пациента, затраты, связанные с ухудшением состояния пациента, материальный ущерб (затраты) пациенту, правовые расходы и расходы на определенный размер заработной платы в случае приостановления или отзыва лицензии на деятельность.
Ответственность медицинского работника устанавливается судом или признается по согласованию с страховщиком при условиях вины медицинского персонала (непреднамеренная), наличие разрешенного сертификата, регистрации пациента в документации медицинского учреждения.
Также частное страхование применяется в Турции, где медицинские работники государственных медицинских учреждений в соответствии с законодательством, обязаны иметь страховку от ущерба, который может быть востребован в результате их врачебной халатности. При этом, половина страховой премии оплачивается ими, другая половина – медицинской организацией.
Работники частных медицинских учреждений, также обязаны оформить страхование профессиональной финансовой ответственности. Половину расходов на страхование оплачивается ими самими, а половина — работодателями. При этом, страховой взнос, уплачиваемый работодателем за соответствующего медицинского работника, не может быть вычтен из его заработной платы и ущемление его прав каким-либо иным образом не допускается.
Договор обязательного страхования ответственности за врачебную халатность покрывает убытки, возникшие в результате событий, произошедших в течение срока действия договора; претензии, которые могут возникнуть к страхователю в течение срока действия договора; судебные расходы, связанные с ущербом или претензией.
Также в Турции функционирует Центр страховой информации и мониторинга. Данный центр занимается предоставлением надежной информации и статистики для сектора, чтобы обеспечить разумное ценообразование, мониторингом заключаемых договоров и т.д. Также имеется Комиссия по страховому арбитражу, которая обеспечивает быстрое и справедливое разрешение споров, возникающих из договоров страхования между держателями страховых полисов, а также страховыми компаниями.
Одним из ярких примеров социальной модели страхования является модель Швеции, которая была введена в 1975 году. В Швеции Ассоциация по страхованию пациентов предоставляет услуги по страхованию ответственности медицинских работников. В основном жалобы от пациентов поступают в Ассоциацию по страхованию пациентов, которые занимаются рассмотрением жалобы и выплатой компенсации в случае их правомерности и не предусматривают неблагоприятные последствия для медицинского работника.
Другим примером служит модель, функционирующая в Канаде. Канадская медицинская ассоциация по защите медицинских работников (Canadian medical protective association) – это некоммерческая медицинская ассоциация по гарантированию ответственности своих членов, которая была основана в 1901 году и предоставляют услуги 95% практикующим врачам Канады.
Канадские врачи, которые занимаются частной практикой или работают в больницах, обязаны получить медицинскую страховку от уголовных и гражданских преследований, связанных с оказанием медицинской помощи. Страховые взносы или «членские взносы» зависят от вида работы, которую выполняет врач, и региона, в котором медицинский работник. Три платных региона: Квебек, Онтарио и Остальная часть Канады. Тарифы ассоциации не основаны на истории болезни врача и не увеличиваются за историю жалоб или за счет оплаченных претензий.
Членские взносы, уплачиваемые ассоциации, дают врачам страховое покрытие, обучение, консультацию и право на участие в судебных процессах по делам о медицинской халатности. Однако местные правительственные органы возмещают врачам, по крайней мере, часть их членских взносов. Врачи, совершившие злоупотребление, могут быть наказаны органом лицензирования. Дисциплина может варьироваться от приостановки деятельности до потери привилегии продолжать врачебную практику.
В Японии почти половина врачей входит в Японскую медицинскую ассоциацию (ЯМА) и иски за халатность покрываются коллективным страховым фондом. Частное страховое покрытие также доступно, хотя это не требуется по закону. Программа профессиональной ответственности предлагает систему рассмотрения претензий вне суда, которая является более быстрой и менее дорогой, нежели судебная проверка, но она имеет тенденцию в пользу врачей по сравнению с пациентами. Решения наблюдательного совета, как правило, являются обязательными, но пациенты также могут подать в суд. В отличие от США, травмы или смерть из-за врачебной ошибки в Японии часто рассматриваются как уголовное дело с возможностью ареста врача и проведения прокурорского расследования.
Японская медицинская ассоциация предлагает профессиональную страхование, классифицируя на три класса, A, B и C. Из этих классов участники класса A автоматически покрываются страховкой ответственности врачей. Члены класса А также состоят из трех типов; A1members, являющиеся учредителем или администратором, члены A2 (B), являющиеся практикующими врачами, и члены A2 (C), являющиеся резидентами. Класс B предназначен для работающих врачей, а класс C — для жителей. Члены B и C не застрахованы. (2) ЯМА является страхователем, и около 120 000 членов, или около 75% членства, покрываются страховкой. Страховые выплаты предназначены для компенсации уплаченных и юридических расходов.
В Финляндии все учреждения, занимающиеся оказанием медицинской помощи, должны быть застрахованы и имеют статус страхователя. Поэтому работникам медицинской сферы не нужно заключать собственные договоры страхования и платить страховые взносы компаниям.
Компенсацию теоретически можно получить тремя основными путями: во-первых, непосредственно от хирурга-ортопеда или его страховой компании, во-вторых, от учреждения, в котором он работает (или его страховая компания), и в-третьих, из системы законодательства, если таковая имеется. Первые два механизма прямой компенсации основаны на прямой связи между пациентом и вовлеченным врачом. Законодательная система может быть универсальной и действовать как система компенсации без сбоев.
Также функционирует Финский центр страхования пациентов, которая рассматривает все претензии в Финляндии, это около 7 000 случаев в год, из которых около 2 000 будут давать компенсацию пациентам. Центр контролирует независимая комиссия по травмам пациентов, заявленная Министерством здравоохранения страны.
Необходимым условием для компенсации является объективно признанный вред для пациента в результате диагностической или лечебной процедуры. Страхование пациентов покрывает следующие расходы: расходы на лечение, потеря дохода от обслуживания, боль и страдания, постоянный функциональный дефект, устойчивые косметические травмы и другие необходимые расходы, вызванные травмой.
Данные о ежегодных претензиях и компенсациях используются для сравнительного анализа между больничными районами, а также передаются медицинском обществу с целью расширения медицинских знаний и навыков и предотвращения подобных инцидентов в будущем. Пациенты имеют право подать в суд на больницу или врачей. Однако эти случаи, как правило, обрабатываются Центром страхования пациентов, а не медицинским персоналом в отдельности.
В России не существует ни соответствующей правовой базы, ни законодательного органа, обеспечивающего регулирование в сфере страхования ответственности медицинских работников.
Страхованием профессиональной ответственности в настоящее время медицинские учреждения, находящиеся на бюджетном финансировании, практически не пользуются, так как большинство из них не имеют источника средств для страхования. В основном, договоры страхования заключают хозрасчетные медицинские учреждения, частнопрактикующие врачи или учреждения, находящиеся на бюджетном финансировании, но имеющие хозрасчетные подразделения.
Опыт западных стран, осуществляющих внедрение и развитие системы страхования профессиональной ответственности медицинских работников на протяжении длительного периода, бесценен для внедрения и развития системы страхования в РК. Вместе с этим, каждая страна сама определяет модель страхования ответственности медицинских работников, с учетом особенностей системы здравоохранения страны и экономики в целом, что являются следствием уникального развития каждого государства.
Таким образом, исходя из международного опыта страхования профессиональной ответственности медицинских работников оптимальным механизмом профессиональной ответственности медицинских работников с учетом развития казахстанского общества предлагается применить рыночную модель страхования (через действующие страховые компании) (досудебное урегулирование конфликта).
Реализация законопроекта на начальном этапе предполагает финансово-экономические затраты из средств республиканского бюджета в размере 9,3 млрд. тенге в год (по рекомендациям Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка (письмо от 16 июля 2021 года № 03-4-08/684) финансово-экономическое обоснование расходов согласовано с ОЮЛ «Ассоциация финансистов Казахстана»).
Вместе с тем министерством сформирована бюджетная заявка, предусматривающая вышеуказанные расходы и направлена на согласование в Министерство финансов РК. Также вносятся соответствующие изменения в Правила и методику формирования тарифов на медицинские услуги, оказываемые в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и (или) в системе обязательного социального медицинского страхования, утвержденных приказом Министра здравоохранения РК от 21 декабря 2020 года № ҚР ДСМ-309/2020.