ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ КАРАГАНДИНСКОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Получена: 11.02.2025 Принята: 02.06.2025 Опубликована online: 28.06.2025
УДК: 159.9.61:378-057.875(574.31)
DOI: 10.53511/pharmkaz.2025.3.21
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ
КАРАГАНДИНСКОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Ж.Б. Оспанова 1, К.К. Кулмуканова 1, Р.А. Молдабаева 1, Г.Г. Алиева 1, Г.Б. Алипбекова 1
НАО «Карагандинский медицинский университет», г. Караганда, Казахстан;
НАО «Медицинский университет Астана»;
Карагандинский университет им. Е.А. Букетова, г. Караганда, Казахстан.
Резюме. В статье представлен анализ основных предикторов феномена «психологическое
благополучие», как состояния доминирования положительных эмоций и общей
удовлетворенности жизнью личности. Рассматривается специфика субъективного восприятия
психологического благополучия иностранными студентами младших и старших курсов
Карагандинского медицинского университета. Освещены характерные различия проявления
психологического благополучия у иностранных студентов на разных этапах обучения в вузе.
Представленные в статье теоретические и эмпирические данные позволят расширить научные
представления, касающиеся общего вектора проблемы психологического благополучия
иностранных студентов, при обучении в поликультурной среде российских вузов.
Методы: Опросник «Шкала психологического благополучия» разработал К. Рифф, в опроснике
изучаются такие показатели, как позитивное отношение с другими, автономноть, управление
средой, личностный рост, цели в жизни, самопринятие, баланс аффекта, осмысленность в
жизни, человек как открытая система. На основе изучения выделяемых показателей
устанавливается общий уровень психологического благополучия.
Анкета «Анализ учебных стрессов» разработанная Ю.В. Щербатых, позволяет исследовать
дисгармоничное состояние в ситуации стресса, динамику адаптации респондентов к
стрессовым ситуациям на разных этапах обучения. В анкете можно проанализировать
проблемы респондентов, признаки стрессового состояния, стратегии выхода из стресса,
способы снятия переживания перед экзаменами.
Результаты:
В результате по шкале «Личностный ресурс» выявили различия в показателях у студентов 1 и
5 курса (Рисунок 5). Высокий уровень преобладает у иностранных студентов старших курсов,
так как адаптировавшись к новым условиям среды обитания, студенты активно стремятся
получить новых знания, расширить свой кругозор, самореализоваться и освоить
профессиональный опыт, для того, чтобы реализовывать его у себя на родине. Студенты 1
курса еще не полностью осознают свои жизненные приоритеты, не в полной мере проявляют
учебную мотивацию, и используют свой личностный потенциал. Вероятно, это может быть
связано с периодом социально-психологической адаптации, с помощью которого они
привыкают к новым условиям жизни и общественной морали. В связи с этим приоритет
иностранных студентов может быть смещен с учебной мотивации на социальную, с помощью
которой осуществляется приспособление к социуму и требованиям преподавателей.
Обсуждение: Резюмируя анализ результатов эмпирического исследования, можно отметить,
что студенты 1 курса находятся на этапе активного приспособления к изменившимся условиям
жизни и обучения, они затрачивают большое количество ресурсов для полноценного
включения в новое поликультурное социальное пространство взаимодействий.
Заключение: В этой связи, ощущаемое ими состояние психологического благополучия
нестабильно, им приходится достаточно эмоционально затратно обретать свою социальную
«нишу» в сообществе сверстников, педагогов. Кроме того, видимо, дефицит личностного опыта
эффективных социально-психологических взаимодействий может создавать некоторые
затруднения в процессе принятия нового формата жизни, обучения и маркировать его как
психологически благополучный.
247
Ключевые слова: иностранные студенты, психологическое благополучие, удовлетворенность
жизнью, психологический климат, адаптация, иностранные студенты, поликультурная среда,
обучение.

количество просмотров / 👁 22

Leave a Reply

Э-пошта мекенжайыңыз жарияланбайды. Міндетті өрістер * таңбаланған