ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА НА ЗНАНИЯ, ПРАКТИКУ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДОКАЗАТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ И БАРЬЕРЫ СРЕДИ РЕЗИДЕНТОВ СЕМЕЙНОЙ МЕДИЦИНЫ: КВАЗИЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ДО И ПОСЛЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Получена: 20.05.2023/ Принята: 27.11.2023/ Опубликована online: 29.12.2023
УДК 378.147:616-071-082
DOI 10.53511/PHARMKAZ.2024.61.77.023

Г.К. КОШМАГАНБЕТОВА1, Л.М. ЖАМАЛИЕВА2, Н.А. АБЕНОВА3,Г.С. ДИЛЬМАГАМБЕТОВА4 , Д.Т. БЕГАЛИНА5, И.Е. ЕСЕНГАЛИЕВА 6
1НАО «Западно-Казахстанский медицинский университет имени Марата Оспанова»
PhD, руководитель отдела магистратуры и докторантуры, доцент кафедры
доказательной медицины и научного менеджмента
2 к.м.н.,ассоц. профессор руководитель кафедры семейной медицины
3 к.м.н., руководитель кафедры общей врачебной практики №1
4 к.м.н., доцент кафедры общей врачебной практики №2
5магистр общественного здравоохранения, ассистент кафедры общей врачебной практики №2
6ассистент кафедры общей врачебной практики №1

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА НА ЗНАНИЯ,
ПРАКТИКУ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДОКАЗАТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ И БАРЬЕРЫ
СРЕДИ РЕЗИДЕНТОВ СЕМЕЙНОЙ МЕДИЦИНЫ:
КВАЗИЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ДО И ПОСЛЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Резюме: Доказательная медицина (ДМ) призвана объединить лучшие научные данные с нашим клиническим опытом, обстоятельствами и уникальными ценностями нашего пациента. Врачи последипломного образования находятся на переднем крае оказания медицинской помощи, и все медицинские учреждения должны стремиться выпускать практикующих ДМ.
Цель: оценить влияние образовательного вмешательства на знания, практику использования доказательной медицины и барьеры среди резидентов по специальности «Семейная медицина».
Методы: проведено квази-экспериментальное сравнительное исследование до и после одной группы. Для сбора данных от 14 врачей-резидентов, использовалась онлайн-анкета, основанная на доказательствах (EBMQ) для оценки знаний, практики и препятствий на пути внедрения доказательной медицины в первичную медико-санитарную помощь, заполненная самостоятельно. Исследование проводилось в период с октября 2021 г. по ноябрь 2021г. Тест χ2 МакНемара был использован для выявления различий между переменными до и после образовательного вмешательства.
Результаты: 14 резидентов ответили на вопросы анкеты, доля ответивших составила 66,6%.
Участники продемонстрировали невысокий уровень осведомленности о ресурсах и статистических терминах, используемых в ДM. После вмешательства резиденты стали более чаще использовать в качестве источников информации журнальные статьи, клинические руководства, онлайнбазы данных (PubMed, Cochrane и TRIP), медицинские сайты и реже использовать учебники, общие базы данных (например, Google, Википедия), социальные сети, коллег. Отмечено статистически значимое понимание термина отношение шансов после семинара ДМ. Основными барьерами
для практики ДМ являются отсутствие навыков критической оценки, нехватка времени на чтение статей, трудности с доступом к источникам информации.
Выводы: Отношение резидентов к ДМ хорошее, но навыки и практика не на высоте. Обучение
ДМ незначительно улучшает знания резидентов, но не навыки, отношения или поведение. Следует включить обучение навыкам ДМ с интеграцией ДМ в клиническое обучение.
Ключевые слова: Доказательная медицина; Образовательное вмешательство; Резиденты; Знание; Отношение; Барьеры

количество просмотров / 👁 435

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *